понедельник, 9 июня 2014 г.

О технологии проведения мастер - класса

Все чаще стала использоваться такая форма обучения педагогов как мастер - класс. И так же часто большинство учителей чувствуют страх перед проведением такой формы работы.
Давайте рассмотрим технологию проведения мастер - классов.
Мастер - класс - это эффективная    форма  профессионального обучения педагогов. Мастер передает коллегам  опыт, мастерство,  чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова есть  несколько значений слова «мастер»:
  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения.
Мастерство понимается Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.
Мастер - класс как форма обучения является средством создания трех типов условий:
  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Структура проведения «Мастер-класса»:
  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
    • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
    • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
    • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
    • Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
  1. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
    • Рассказ педагога о проекте занятия
    • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
    • Краткая характеристика результативности используемой технологии
    • Вопросы педагогу по изложенному проекту
  2. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
  3. Моделирование
    • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
    • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
  4. Рефлексия
    • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
    • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

    Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
    Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.